Методическая Разработка Урока «Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость при неравномерном движении»

Методическая разработка урока-практикума по физике
Тема: «Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость при неравномерном движении»

Осмоловский Дмитрий Андреевич, преподаватель физики

Разделы: Виртуальная выставка методических разработок уроков


Цели урока:

Образовательные: 

  • Формирование понятие прямолинейного равно​ускоренного движения, мгновенной скорости, ускорения;
  • Построение графиков ускорения;
  • Отрабатывать навыки решения расчетных и графических задач.

Развивающие: 

  • Развить практические умения учащихся: уме​ние анализировать, обобщать, выделять глав​ную мысль и делать вы​воды;
  • Развить умение применять полученные знания в новых условиях. 

Воспитывающие: 

  • Р​асширить кругозор учащихся о видах механи​ческого движения;
  • Развить любознательность, интерес к изуче​нию физик и, внимательность, дисциплинированность.

Личностные:

  • способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению;
  • развить дисциплинированность, внимательность, упорство в достижении поставленных целей.

 Предметные:

  • формирование у учащихся представлений о прямолинейном равноускоренном движении, ускорении.

 Метапредметные:

  • провести метапредметную связь между математикой, физикой и информатикой;
  • показать решение задач методом компьютерного моделирования.

 Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Эффективно общаться с одногруппниками, преподавателем.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока

1) Организационный момент

Установление готовности класса к уроку.

2)Мотивация

Каждое тело движется по-разному: со своей траекторией и скоростью. Мы введем новую физическую величину движения, являющуюся важной мерой движения.

3) Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Рис 1. График движения материальной точки при равномерном движении

На графике представлена зависимость скорости движения материальной точки от времени (рис 1). Ответьте на следующие вопросы:

  • Совершает ли точка механическое движение?
  • Что можно сказать о характере движения точки?
  • Изменяется ли скорость с течением времени?
  • Какой путь преодолела материальная точка за этот промежуток времени?
  • Постройте график зависимости пути от времени
  • Каким типом функции является этот график?

4) Изучение нового материала

Мы изучили равномерное прямолинейное движение тела. При таком движении скорость остается неизменной. Она может быть найдена как отношение пройденного пути ко времени.

— Приведите примеры равномерного движения.

(учащиеся называют примеры).

— Как часто мы можем наблюдать такое движение?

(общее мнение учащихся: редко, практически всегда скорость тела меняется по каким-либо причинам)

Действительно, такое движение встречается редко. В окружающем нас мире распространено другое движение.

Ускоренное движение является достаточно распространенным видом механического движения. Примером такого движения может служить движение груза, брошенного с некоторой высоты, движение тормозящего автобуса или движение планет, галактик.

Для задания описания ускоренного движение, вводят такую величину, которая называется ускорением тела.

Ускорением называется физическая величина, равная отношению изменения

Один метр за секунду в квадрате это такое ускорение, при котором за каждую секунду скорость тела изменяется на один метр в секунду.

Далее, используя средства GeoGebra, проводится анализ графиков равноускоренного движения материальной точки (рис 2.)

Что можно сказать о скорости движения материальной точки? Об ускорении? Используя рис. 3 постройте графики зависимостей скорости от времени, и ускорения от времени.

Рис 2. Графики зависимостей скорости от времени, и ускорения от времени.

Рис. 3. Четыре возможных случая направленности начальной скорости и ускорения

В случае а) скорость тела и его ускорение направлены по положительному направлению координатной оси, и закон изменения скорости примет вид:

в случае в) скорость тела направлена вдоль положительного направления координатной оси, а ускорение – вдоль отрицательного направления координатной оси, такое движение мы ранее назвали равнозамедленным, и его закон изменения скорости:

Из вида законов изменения скорости от времени видно, что проекция скорости линейно зависит от времени, и соответственно, график зависимости проекции скорости от времени будет прямой линией.

Итоги урока. Домашнее задание.