Устройства автоматики и телемеханики, или, как их еще называют, средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ),
предназначены для автоматизации процессов, связанных с управлением движением поездов,
обеспечения безопасности и необходимой пропускной способности, а также повышения производительности труда.
Обычно системы автоматики осуществляют регулирование, контроль и управление объектами, когда расстояние между ними невелико. Если же объекты значительно удалены друг от друга, то вместо систем автоматики применяют системы телемеханики.
Движение поездов, поездная и маневровая работа на станциях осуществляются в условиях непрерывно меняющейся обстановки.
В таких условиях для быстрой передачи различных приказов и указаний машинисту и другим работникам, связанным с движением поездов, применяют сигнализацию.
Она позволяет регулировать движение поездов на перегонах, поездную и маневровую работу на станциях и обеспечивает безопасность движения.
Метрополитен на современном этапе немыслим без устройств автоматики и телемеханики (СЦБ). С помощью СЦБ резко повышается пропускная способность участков, повышается безопасность движения поездов, культура труда. Благодаря системам автоблокировки на перегоне может одновременно двигаться вслед друг за другом несколько поездов с интервалами всего в несколько минут. Техник-электромеханик должен уметь выполнять техническое обслуживание и ремонт вышеуказанных устройств, быстро и грамотно выявлять и устранять возникающие неполадки и повреждения. Выпускники могут работать: бригадирами, техниками, электромеханиками по обслуживанию и ремонту систем автоматики и телемеханики в дистанциях сигнализации и связи. Электромеханиками в лабораториях автоматики и телемеханики, техниками в проектных организациях. После приобретения опыта работы могут занимать должности старшего электромеханика, начальника участка.